____

 

 

Уважаемые родители!

Детская музыкальная школа имени М.В.Тельтевской приглашает детей в возрасте 6,5-9 лет на обучение на бюджетной основе по специальностям:

«Фортепиано»

«Хоровое пение»

«Народное пение» с игрой на балалайке и аккордеоне.

Детей в возрасте 9-12 лет - по специальности «Гитара».

На отделении платных образовательных услуг ведется обучение по дисциплинам:

«Эстрадное пение»

«Академический вокал»

«Синтезатор»

Дети дошкольного возраста (4-6 лет) приглашаются на обучение по программе «Раннее эстетическое развитие».

ДМШ им.М.В.Тельтевской расположена в Заводском районе

по адресу: ул.Верхняя, д.26 (тел. 72-96-29) и в Октябрьском районе

по адресу: ул.Шевченко. д.2 (тел. 72-13-11).

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 Методическая работа по сольфеджио на тему: «Инновационные формы на уроках сольфеджио в младших классах» (преп. Питанова И.А.)

 Инновации в музыкальном образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями обучающихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. Способствуя, с одной стороны сохранению существенных ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения, что является методологической основой качественной подготовки учащихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. В связи с разработкой ФГТ возникла необходимость в создании и реализации оригинальных учебных планов, разновидностей уроков, в том числе контрольных и зачетов, которые будут предполагаться по новой программе предпрофессионального образования.

 Движение в сторону усовершенствования традиционной методологии стимулирует творческую инициативу преподавателя, способствует созданию новых алгоритмов преподавания знаний. Сегодня эффективно действующим оказывается преподаватель: мобильный, способный к творческому росту и профессиональному совершенствованию, к восприятию и созданию инноваций, и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики.

 Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации учащихся и его творческой инициативы. Поиск новых приемов и методов преподавания способствует решению этой задачи. В итоге педагог-новатор должен стремиться раскрыть творческий потенциал учащихся, для которых музыкальная дисциплина «сольфеджио» станет «территорией развития» дарований и творческих способностей. Содержание уроков сольфеджио предполагает опору на применение традиционных форм работы с использованием занимательных, игровых заданий.

 Мною разработаны разновидности уроков по сольфеджио для учащихся 1, 2, 3 классов. Реализация таких занятий повысит интерес к предмету «сольфеджио», активирует деятельность учащихся на уроках, предоставит возможность обобщить пройденный материал, закрепить приобретенные навыки.

 Разновидности уроков:

 1.урок – соревнование,

 2.урок – викторина,

 3.урок – игра «Умники и умницы».

 Урок – соревнование.

 Это обычный урок, но все формы работы на уроке выполняются двумя командами. Каждая команда выбирает командира, который назначает или предлагает участника предложенных заданий.

 Задания соревнования – теоретические, практические, интонационные, слуховые, в том числе музыкальный диктант, сольфеджирование по нотам и наизусть.

 На таком уроке учащиеся очень активны, эмоциональны, стараются показать больше положительных ответов, заработать высокие баллы. Каждая форма работы – как новая эстафета, оценивается в 5 баллов и вместо цифр на доске вешаются разноцветные магниты:

 Красный – 5 баллов,

 Синий – 4 балла,

 Зеленый – 3 балла.

 Такие уроки желательно проводить 1-2 раза в четверти. Выбираются 1-2 главные темы четверти и отрабатываются в таком соревновании.

 Урок – викторина.

 Урок – викторина проводится в конце четверти как способ проверки теоретических знаний и слуховых навыков.

 В 1 классе – во 2, 3 четвертях, во 2, 3 классах – в 1 и 3 четвертях.

 Варианты кроссвордов:

1

Л

А

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Т

Р

Е

З

В

У

Ч

И

Е

 

 

3

Г

А

М

М

А

 

 

 

 

 

 

4

Т

О

Н

А

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

5

Т

О

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

6

И

Н

Т

Е

Р

В

А

Л

 

 

 

7

М

А

Ж

О

Р

 

 

 

 

 

 

8

Д

И

Е

З

 

 

 

 

 

 

 

9

М

Е

Т

Р

 

 

 

 

 

 

 

10

П

А

У

З

А

 

 

 

 

 

 

 1.Организация звуков вокруг тоники.

 2.Сочетание 3-х звуков.

 3.Звукоряд от тоники до ее повторения.

 4.Высота лада.

 5.Расстояние через клавишу.

 6.Сочетание 2-х звуков.

 7.Веселый лад.

 8.Знак повышения звука.

 9.Чередование сильных и слабых долей.

 10.Остановка в музыке.

Для 1 класса (II четверть)

1

С

О

Л

Ь

 

 

 

 

 

 

 

2

П

А

У

З

А

 

 

 

 

 

 

3

У

С

Т

О

Й

Ч

И

В

Ы

Е

 

4

Б

Е

К

А

Р

 

 

 

 

 

 

5

П

О

Л

У

Т

О

Н

 

 

 

 

6

Г

А

М

М

А

 

 

 

 

 

 

7

М

И

Н

О

Р

 

 

 

 

 

 

8

Р

А

З

М

Е

Р

 

 

 

 

 

9

С

И

Л

Ь

Н

А

Я

 

 

 

 

10

Б

А

С

О

В

Ы

Й

 

 

 

 

 1.Нота на второй линейке.

 2.Остановка в музыке.

 3.Название ступеней.

 4.Знак отмены диеза и бемоля.

 5.Самое близкое расстояние между клавишами.

 6.Звукоряд от тоники до ее повторения.

 7.Грустный лад.

 8.Счет долей такта.

 9.Доля с акцентом.

 10.Ключ фа. 

 Для 2 класса (III четверть)

 

1

А

К

К

О

Р

Д

 

 

 

 

 

 

2

М

И

Н

О

Р

 

 

 

 

 

 

 

3

П

А

Р

А

Л

Л

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

4

Р

А

З

М

Е

Р

 

 

 

 

 

 

5

С

Л

А

Б

А

Я

 

 

 

 

 

 

6

З

А

Т

А

К

Т

 

 

 

 

 

 

7

С

Е

К

У

Н

Д

А

 

 

 

 

 

8

Б

Е

М

О

Л

Ь

 

 

 

 

 

 

9

Л

А

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

О

Д

Н

О

И

М

Е

Н

Н

Ы

Е

 

 1.Сочетание 3, 4, 5 звуков.

 2.Грустный лад.

 3.Тональности с одинаковыми знаками.

 4.Счет долей такта.

 5.Доля без акцента.

 6.Неполный такт.

 7.Интервал с расстоянием 2-х ступеней.

 8.Знак понижения звука.

 9.Организация звуков вокруг тоники.

 10.Тональности с одинаковой тоникой.

 Для 3 класса (I четверть)

 

1

Г

Л

А

В

Н

Ы

Е

 

 

 

 

 

2

П

А

Р

А

Л

Л

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

3

К

О

Н

С

О

Н

А

Н

С

 

 

 

4

Д

И

Е

З

 

 

 

 

 

 

 

 

5

П

А

У

З

А

 

 

 

 

 

 

 

6

К

В

И

Н

Т

А

 

 

 

 

 

 

7

Д

О

М

И

Н

А

Н

Т

О

В

О

Е

8

Т

О

Н

А

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

 

9

Т

О

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

М

Е

Л

О

Д

И

Ч

Е

С

К

И

Й

 1.Ступени I, IV, V.

 2.Тональности с одинаковыми знаками.

 3.Интервал, звучащий более мягко.

 4.Знак повышения звука.

 5.Остановка в музыке.

 6.Интервал с расстоянием 5-и ступеней.

 7.Трезвучие 5-й ступени.

 8.Высота лада.

 9.Расстояние между клавишами через одну.

 10.Вид минора с повышением 2-х ступеней.

 Слуховая викторина

 Из предложенного списка определяются на слух 8 номеров с выписыванием услышанных элементов музыкального языка.

 Варианты для 3 класса:

1 список:

Мажорная гамма,

 

Минорная гамма гармонический вид,

 

б2, Б53, ч4, м3, ч8, М53,

 

I, III, V ступени.

 

2 список:

Мажорная гамма,

 

Минорная гамма мелодический вид,

 

ч1, б3, м7, ч5, Б53, М53,

 

II, VII ступени.

Урок – игра «Умники и умницы».

Игра должна проводиться в конце учебного года на итоговом уроке.

Для учащихся 1, 2 классов игра проводится в упрощенной форме с предварительной жеребьевкой. Каждый ученик вытягивает карточку с номером своего выступления, а затем определяются команды по 3 человека, учащиеся сами выбирают свои дорожки, в количестве шагов – они одинаковые – 3 шага.

В 1-ом классе учащиеся закрепляют теоретические знания и слуховые навыки по сольфеджио и слушанию музыки. После участия всех игроков выбираются из каждой команды выигравшие, победители соревнуются в финале, затем главный финалист играет в блиц-игре.

Определения терминов. 

#, # считалочка

пауза, ее разновидности

тоника, ее обозначение

слуховой анализ – минорная гамма

устойчивые ступени - IIII,V.

определить размер в произведении

слушание музыки - динамика

лад

темп

 

перечислить длительности нот

,считалочка

устойчивые ступени

слуховой анализ – неустойчивые ступени

Т53

тетрахорд

слушание музыки –

ритм

тембр

мелодия

 

тоническое трезвучие, ступени

вводные ступени

гамма

слуховой анализ – мажорная гамма

минорное трезвучие

размер

слушание музыки - аккорд

темп

ритм

 

тетрахорд

неустойчивые ступени

размер

слуховой анализ – мажорное трезвучие

размер в мелодии

устойчивые ступени

слушание музыки –

темп

динамика

тембр

Финал

строение мажорной гаммы

назвать ключевые знаки в мажорных гаммах

схемы дирижирования размеров

слуховой анализ – назвать услышанные длительности в произведении

мажорная гамма

лад определить в мелодии

слушание музыки –

ритм

f, р

мелодия

Блиц-игра

транспозиция

лад

аккорд

слуховой анализ – определить размер в мелодии

вводные ступени

тетрахорд

слушание музыки - тембр

гамма

динамика

В конце игры называются победители блиц-игры и победители финала и выдаются ордена «Умники и умницы».

Во 2-ом классе закрепляются не только теоретические знания и слуховые навыки, но и практические навыки по основной теме года – «интервалы».

гамма,

устойчивые ступени

строение минорной гаммы

виды минора

слуховой анализ –

Б53

ч5

м2

устно назвать от звука «ре» - ч4

устно назвать от звука «ре» - б2

устно назвать от звука «ре» - б6

 

тон, полутон,

вводные ступени

#, # считалочка

размер,

схемы размеров

слуховой анализ –

мажорная гамма

М53

Б6

устно назвать от звука «ми» - м3

устно назвать от звука «ми» - м7

устно назвать от звука «ми» - ч5

 

,считалочка

Б53, его строение

тетрахорд, пауза

слуховой анализ –

м3

минорная гамма, гармонический вид

размер, лад мелодии

устно назвать от звука «фа» - б3

устно назвать от звука «фа» - ч4

устно назвать от звука «фа» - б7

 

тоническое трезвучие, обозначение в мажоре, миноре, ступени

параллельные тональности

интервал

слуховой анализ –

минорная гамма, мелодический вид

ч4

б7

устно назвать от звука «соль» - м2

устно назвать от звука «соль» - ч8

устно назвать от звука «соль» - ч1

Финал (победитель, победители играют дальше)

аккорд

М53, его строение

септима

слуховой анализ –

м6

минорная гамма, натуральный вид

ч8

устно назвать от звука «ля» - б3

устно назвать от звука «ля» - б6

устно назвать от звука «ля» - б2

Блиц-игра (игра победителей-финалистов)

консонансы

диссонансы

одноименные тональности

слуховой анализ –

б6

Размер, лад 2-х голосного примера

м3

устно назвать от звука «си» - м3

устно назвать от звука «си» - м7

устно назвать от звука «си» - ч5

 В конце игры называются победители блиц-игры и победители финала, и награждаются орденами «Умники и умницы».

 В 3-ем классе проведение игры «Умники и умницы» способствует закреплению полученных теоретических знаний, практических и слуховых навыков за 3 года обучения по программным требованиям.

 I. Игра начинается представлением жюри и ведущего конкурса.

 II. Вступительное слово ведущего о правилах игры. В начале игры проводится отборочный тур игроков и болельщиков. Дается 2 письменных задания:

 1. определение на слух интервалов – 4 шт. (проигрывание 2-3 раза) – оценивается в 4 балла;

 2. исправление 4 ошибок в мелодическом диктанте (8 тактов) – оценивается – в 4 балла.

 3. Общая сумма баллов - 8.

 Для участия в игре учащиеся должны набрать от 4-8 баллов. Остальные учащиеся становятся болельщиками. Болельщики могут принять участие в том случае, если игрок не знает ответ на вопрос; за правильный ответ получает орден. Кто из болельщиков набирает 3 ордена в течение игры, тот может участвовать в финале.

 После игры на оставшиеся вопросы тоже отвечают болельщики, отмечаются победители. По наибольшему количеству баллов игроки делятся по 3 человека на команды и занимают свою дорожку:

 «красная» - 2 шага – самая быстрая, без права на ошибку;

 «желтая» - 3 шага, с одной ошибкой;

 «зеленая» - 4 шага – самая длинная, допускается 2 неверных ответа.

 Тот, кто первым пройдет дорожку, становится победителем, и проходит в финал; победитель финала участвует в блиц-игре.

 III. По наибольшему количеству баллов игрок первым начинает игру. Каждый учащийся игры занимает свою дорожку, выбирает на плакате одну из позиций:

 - Лад. Тональность.

 - Интервалы.

 - Аккорды.

 - Метроритм.

 Затем отвечает на вопрос по позиции, ответив правильно делает 1 шаг. Для участника «красной дорожки» сделавшего ошибку предлагается сыграть в ва-банк (т.е. забываем неправильный ответ и ждем правильный – подумать в стороне 2 минуты). Ответив правильно на заданный вопрос, игрок «красной дорожки» переходит на 1 шаг вперед.

 Вопросы каждой позиции следуют от простого к сложному, включая не только теоретический материал, но и практические и слуховые задания.

 Вопросы по I позиции – Лад. Тональность.

 1. Что называется ладом.

 2. Разновидность лада.

 3. Определение гаммы.

 4. Строение мажорной гаммы.

 5. Спеть гамму ре мажор.

 6. Сравнительный анализ – минорная гамма, мелодический вид.

 7. Определение тоники, в музыкальном номере, назвать знаки и тонику.

 8. Сравнительный анализ – минорная гамма, натуральный вид.

 9. Спеть гамму соль минор, натуральный вид.

 10. Строение минорной гаммы.

 Финал

 1. Одноименные тональности.

 2. В музыкальном номере определить тональность, назвать параллельную.

 3. Переменный лад.

 4. Спеть гамму до минор, гармонический вид.

 Блиц-игра

 1. Параллельные тональности.

 2. Назвать к тональности фа # минор параллельную и одноименную.

 3. Транспозиция.

 Вопросы к болельщикам по I позиции:

 Тон, полутон, #, , , устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, главные ступени, виды минора, параллельные диезные тональности и бемольные, одноименные тональности к до, ре, фа, соль мажору.

 Вопросы II позиции – Интервалы.

 1. Определение интервала.

 2. Перечислить интервалы.

 3. Определить на слух – ч4-б3.

 4. Интервал «квинта».

 5. Определить на слух – м2-ч1.

 6. Построить от звука «ре» - м3.

 7. Интервал «октава».

 8. В мелодии найти скачки и назвать интервалы.

 9. Определить на слух – б6-ч5.

 10. Построить от звука «соль» - ч4.

 Финал

 1. Интервал «септима».

 2. Обращение интервала.

 3. Интервал «секста».

 4. Построить от звука «ми» - б2 и ее обращение.

 Блиц-игра

 1. Определение диссонанса, примеры.

 2. В интервальной цепочке найти консонансы, объяснить их значение.

 3. Выполнить обращение предложенных интервалов, подписать их.

 Вопросы к болельщикам по II позиции:

 Чистые интервалы, их обращения; большие интервалы, их обращения; малые интервалы, их обращения. Расшифровать интервалы: б2, м3, ч5, м7, ч8, ч4, м6.

 Вопросы для игроков III позиции – Аккорды.

 1. Аккорд (определение).

 2. Трезвучие (строение).

 3. Тоническое трезвучие в ладах.

 4. Построить Т53 в до, ре мажоре.

 5. В мелодии найти движение по трезучию.

 6. М53 от звука.

 7. Определить на слух – Б53, назвать строение.

 8. Построить t 53 в ми и си миноре.

 9. Определить на слух – ув53, назвать строение.

 10. Построить Б53 от звука «ля».

 Финал

 1. Главные трезвучия лада.

 2. ум53 от звука – строение.

 3. Обращения Т53 (t53).

 4. Построить обращения Т53 в Ми мажоре.

 Блиц-игра

 1. Определить на слух главные трезвучия лада, построить их в До мажоре.

 2. Построить 4 трезвучия от звука – Б53, М53, ув 53, ум53.

 3. Построить главные трезвучия лада в a moll.

Вопросы к болельщикам по III позиции:

 Трезвучие, расшифровать Т53, S53, Д53, Т64, t6; ув 53, ум 53, построение Д53 в гармоническом миноре (памятка).

 Вопросы к игрокам IV позиции – Метроритм.

 1. Определение метра.

 2. Определить в мелодии метр.

 3. Определение размера.

 4. Схемы дирижирования простых размеров.

5. Определить вид группировки.

6. В мелодии назвать паузы.

7. Схема дирижирования сложного размера.

8. Назвать длительности в мелодии.

9. Спеть гамму Ля мажор в ритме

10. Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – ¾).

Финал.

1. Прочитать нотный текст с дирижированием.

2. Спеть гамму фа # минор в ритме:

 3. Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – 4/4).

 Блиц-игра

 1. Выполните группировку в размере 4/4 (4 такта).

 2. Прочитать в ритме мелодию в размере 4/4.

 3. Исправить ритмические ошибки в 4/4.

Вопросы для болельщиков IV позиции:

Пауза, длительности нот, штиль, правописание штилей – исправить ошибки, затакт, сильная доля, такт, темп, метр.

В конце игры «Умники и умницы» называют победителей, награждают призами, среди болельщиков отмечаются лучшие – по количеству полученных орденов.

Использованная литература:

 1. Методическая статья преподавателя ОГОУСПО Тамбовского колледжа искусств О.С.Шлыковой «Инновационные формы работы как средство оптимизации и интенсификации учебного процесса в рамках дисциплины «Сольфеджио» (Интернет),

 2. Способин. Элементарная теория музыки.

 3. Ю.Вяземский. Передача «Умники и умницы». (Интернет).

 

icetheme