____

 

 

Уважаемые родители!

Детская музыкальная школа имени М.В.Тельтевской приглашает детей в возрасте 6,5-9 лет на обучение на бюджетной основе по специальностям:

«Фортепиано»

«Хоровое пение»

«Народное пение» с игрой на балалайке и аккордеоне.

Детей в возрасте 9-12 лет - по специальности «Гитара».

На отделении платных образовательных услуг ведется обучение по дисциплинам:

«Эстрадное пение»

«Академический вокал»

«Синтезатор»

Дети дошкольного возраста (4-6 лет) приглашаются на обучение по программе «Раннее эстетическое развитие».

ДМШ им.М.В.Тельтевской расположена в Заводском районе

по адресу: ул.Верхняя, д.26 (тел. 72-96-29) и в Октябрьском районе

по адресу: ул.Шевченко. д.2 (тел. 72-13-11).

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

«Знакомство со стилями джазовой фортепианной музыки». (преп. Левитан В.Р.)

 Фортепиано является неотъемлемой частью джазовой музыки с момента ее возникновения и по сей день. С точки зрения стилей, есть много фортепианных джазовых стилей, которые отражают постоянно развивающиеся стили джазовой музыки.

 Искусство джазовых пианистов в эпоху свинга находилось под сильным воздействием развивающихся биг-бендов. Импровизация свобода, наделение фортепиано оркестровыми функциями, обогащенные мелодические возможности сформировали разветвленное направление.

 В эпоху свинга получила особое развитие специфическая форма исполнения блюза на фортепиано, называемая «буги-вуги». Этот стиль был заимствован у исполнителей на банжио и гитаре. Для этого стиля характерно постоянное проведение остиматных фигур в левой руке типа «шагающего» или «блуждающего» баса. Правая рука импровизирует на блюзовую гармонию по сложной полиритмическом стиле. Стиль появился еще во втором десятилетии нашего века. Зародился стиль в Канзас Сити и в Сент-Луисе, затем получил распространение в Чикаго. Это произошло в середине 30-х годов. Дальнейшее использование буги-вуги происходило в жанре свинговых, а затем ритм-энд-блюзовых оркестров и в значительной степени повлияло на появление рок-н-ролла.

 Регтайм– еще один специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся к концу ХIХ века. Слово это означает – «рванье» или «разорванное время», конкретно термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта. Фактически, это означает ярко выраженное синкопирование в мелодической линии на базе ровного аккомпанемента в четвертых или восьмых долях такта. В узком смысле слова «регтайм» означает американский аналог европейской фортепианной музыки конца прошлого века. В это время в Европе бурно расцвела романтическая фортепианная школа, включавшая в свой репертуар музыку от Шуберта, Шопена и Листа до маршей и полек.

 Все это звучало и в США то в типичном афро-американском преломлении, с использованием мощного порой сложного ритма и с большей динамикой и интенсивностью. Источником регтайма явилось творчество первоначально провинциальных негров-пианистов. Для их импровизационной манеры было характерным использование ритмических свингов, «неправильных» акцентов, опора на «блюзовые» ноты. С перемещением в столичные условия регтайм стал терять свою импровизационную сущность и становится жанром композиторской музыки. Одной из главных причин распространения регтаймов явилось необычайная популярность в США прошлого века фортепиано, которое должно было быть в кажлдом «приличном» доме. Более того, частым атрибутом становится и механическое фортепиано – инструмент весьма удобный для воспроизводства регтаймов по причине технически заложенного стакаттного качества звучания. Картонные валики обнаруженные в 50-х годах были изготовлены для этих инструментов в 10-е годы нашего века и звучание старых «Пиано-роллс» было зафиксировано на магнитофонной пленке. Скотт Джоплин – самый знаменитый исполнитель и композитор этого жанра.

 В начале 40-х годов многие творческие музыканты стали ощущать застой в развитии джаза. Попытка вырваться из тупикового состояния была предпринята молодыми музыкантами, к числу которых можно отнести Телопиуса Монка. Так возник новый стиль «би-боп». Это название образовалось как сочетание слогов, характерных для бопа музыкальный интервал – блюзовая квинта, появившаяся как дополнение к блюзовым терциям и септиме. В импровизации активно используются новые ритмические рисунки, мелодические обороты, включая увеличенные интервальные скачки и паузы, усложненный гармонический язык. Фразировка в импровизации резко отличается от устоявшихся свинговых идиом. Танцевальная функция новой музыки совершенно исключается.

 Боповый взрыв сменяется новым периодом, который даже по названию соответствовал принятой смене декораций. Так появился стиль «кул» - прохладный. Для этого стиля характерны: яркий тематизм, использование редких ладов. Особое внимание уделяется легкому безостановочному движению. Один из характерных представителей направления является пианист Дейв Брубек. В творчестве Брубека характерно сближение джазового импровизационного мнения с европейскими академическими наработками. Его новаторство лежало в области всех аспектов – гармонии, мелодики, ритма, формы.

 В рамках стиля «кул» в 50-е годы появилась тенденция проведения параллелей в джазовых композициях с музыкой эпохи барокко. Обнаружив общие гармонические и мелодические принципы в столь отдаленных музыкально и эстетически периодах, музыканты проявили интерес к музыке И.С.Баха. В первую очередь это относится к пианисту Джону Хьису Стремившемуся к стройности и логичности архитектоники композиций.

 Стиль «босса-нова» возник в результате синтеза стиля «кул» с ритмом бразильской самбы (т.е. джаз-самба, лед и пламя). Музыка под названием «босса-нова» («новая волна, «нечто новое») стала популярна в США, а затем охватила всю Америку и Европу. Самой выдающейся личностью среди композиторов босса-новы был, конечно, Антонио Карлос Жобим.

 Босса-новы имеют протяженные распевные темы, которые в своем мелодическом развитии требуют интересного модуляционного развития гармонии. В этом стиле очень сложный ритм, сочетание синкоп с выдержанными нотами создает определенную сложность в исполнении.

 До конца 50-х годов развитие джазовой фортепианной школы неуклонно шло по пути усложнения всех элементов – гармонии, мелодики, ритма. Наряду с боасса-новой появляется силь фортепианной баллады. Баллады располагают к сложной, интересной гармонизации, с использованием альтерации, замен, хроматизма, параллелизма, задержаний и т.д. Ритмическая пульсация – четверти, а в средних голосах половинные, иногда восьмые.

 В середине 50-х годов возник рок-н-ролл, в 60-е годы рок-нролл перерождается в иное качество. Триольный или условно-пунктирный ритм свинга уступает место ровному ритму с акцентом на каждый бит, а немного позже распространение получает и обратный пунктир- так появляется рок-музыка. Но сам по себе рок не оригинален – слишком примитивная, однообразная импровизация. В последнее время намечается тенденция слияния рока и джаза. Поэтому пути пошли многие известные джазовые музыканты. Так возникает стиль джаз-рок. Гармония джаз-рока усложняется, усложняется и фактура исполнения.

 Изучая различные фортепианные стили по хронологии их появления, можно проследить как изменяется музыкальный язык джаза, фактура изложения, ритм и гармония.

 Используемая литература:

 1.И.Бриль. Практический курс джазовой импровизации.

 2.Ю.Чугунов. Гармония в джазе.

 3.В.Конен. Пути американской музыки.

 4.М.Уильям. В авангарде джаза.

 

icetheme